НАВИГАТОР
ПАЦИЕНТОВ

Лечащий врач не выписывает льготный лекарственный препарат, ссылаясь на отсутствие лекарственного препарата в аптеке; предлагает подождать, регулярно звонить и узнавать, когда лекарственный препарат будет в наличии, или рекомендует закупить лекарственный препарат за счет собственных средств.

Врач отвечает за лечение. Его задача – назначить лекарственный препарат и выписать рецепт на этот препарат. При назначении лекарственного препарата лечащий врач должен руководствоваться стандартом оказания медицинской помощи с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. ОТКАЗ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА НАЗНАЧИТЬ ЛЬГОТНЫЙ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ЕГО В АПТЕКЕ – НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА.

Навигатор рекомендует обратиться в администрацию поликлиники устно, но иметь с собой 2 экземпляра готового письменного обращения с требованием устранить нарушение прав в части выписки рецепта на льготное лекарство. Представителю администрации нужно сообщить следующее:

  • заболевание пациента,
  • врач не выписывает льготный рецепт, ссылаясь на отсутствие лекарственного препарата в аптеке, хотя состояние пациента требует лечения этим препаратом,
  • у вас с собой письменное обращение, где это все изложено, и вы планируете его зарегистрировать, если льготный рецепт не будет выписан.

Шаблон обращения в администрацию поликлиники для льготных категорий граждан от имени пациента, от имени родителя / законного представителя пациента

Шаблон обращения в администрацию поликлиники для пациентов, страдающих заболеваниями, при которых им положено льготное лекарственное обеспечение, от имени пациента, от имени родителя / законного представителя пациента

Если вашу жалобу не удовлетворили сразу, нужно зарегистрировать обращение, зафиксировав факт нарушения прав пациента. Не дожидаясь ответа от администрации, необходимо обратиться на Горячую линию территориального органа по надзору в сфере здравоохранения с жалобой на отказ в медицинской помощи в виде отказа в лекарственном обеспечении.

Контакты территориальных органов по надзору в сфере здравоохранения можно найти на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Шаблон обращения в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения

  • За наличие препарата в аптеке отвечает не врач, а аптека. Если лекарственного препарата в аптеке на данный момент нет, то аптека обязана принять рецепт на отсроченное обслуживание и обеспечить пациента этим препаратом в течение 10 дней. Но аптека будет действовать только тогда, когда пациент предъявляет льготный рецепт.

  • Врачу запрещается оформлять рецепты только по 4-м причинам:

    • при отсутствии у пациента медицинских показаний;
    • на незарегистрированные лекарственные препараты
    • на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению предназначены для применения только в медицинских организациях;
    • на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании.
  • Лечащий врач может ссылаться не только на отсутствие препарата в аптеке, но и на то, что лекарственный препарат пациенту в данный момент не нужен. Навигатор рекомендует в этом случае действовать иным образом.

  • Устное обещание администрации решить проблему когда-нибудь не имеет юридической силы, поэтому если рецепт не выписан сразу, то нужно регистрировать письменное обращение.

  • Письменное обращение нужно приносить в двух экземплярах – если придется его регистрировать, то один экземпляр останется в администрации поликлиники, а другой – у пациента. На экземпляре пациента в администрации поликлиники должны сделать отметку о том, когда зарегистрировано обращение. Более подробно об обращениях граждан и сроках ответа на обращения см. в Справочнике пациента.

Если после письменного обращения в администрацию поликлиники рецепт не выписан, письменный отказ получен, обращение в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения результата не дало, Навигатор рекомендует обратиться в прокуратуру и/или в суд. Особенно если пациенту лечащий врач систематически отказывается выписывать льготный лекарственный препарат из-за отсутствия его в аптеке.

Если у вас остались вопросы, звоните на горячую линию по защите прав пациентов в будние дни с 13:00 до 17:00 по московскому времени.