Лечащий врач отказывается регистрировать побочные действия, нежелательные реакции или отсутствие терапевтического эффекта лекарственного средства, ссылается или на то, что побочные эффекты зафиксированы в инструкции по применению лекарственного препарата, или на необходимость регистрации побочных явлений у врача-специалиста, или на отсутствие возможности замены другим лекарственным препаратом.

Обязанность врача – фиксировать побочные действия, нежелательные реакции и отсутствие ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства. Эта информация, во-первых, является основанием для замены лекарственного препарата, во-вторых, должна быть передана поликлиникой в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Для этого врач должен заполнить извещение по специальной форме. Росздравнадзор дает специальный комментарий о том, что «данная форма рассчитана на ее заполнение лицом, имеющим медицинское образование. Пациенты, самостоятельно выявившие нежелательные реакции или отсутствие ожидаемого эффекта препарата, вправе ПОТРЕБОВАТЬ у лечащего врача заполнения данного извещения и направления его в Росздравнадзор».

ОТКАЗ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА РЕГИСТРИРОВАТЬ ПОБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА – НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА.

Навигатор рекомендует обратиться в администрацию поликлиники устно, но иметь с собой 2 экземпляра готового письменного обращения с жалобой на отказ врача регистрировать побочные действия лекарственного средства. Представителю администрации нужно сообщить следующее:

  • диагноз,
  • название лекарственного препарата, на который возникло побочное действие или нежелательная реакция, суть произведенного побочного действия / реакции,
  • причины, озвученные врачом при отказе регистрировать побочные действия, нежелательные реакции или отсутствие терапевтического эффекта лекарственного средства,
  • у вас с собой письменное обращение, где это все изложено, и вы планируете его зарегистрировать, если проблема не будет решена.

Если обращение пациента не удовлетворили сразу, нужно зарегистрировать обращение.

Одновременно можно обратиться на горячую линию территориального органа по надзору в сфере здравоохранения и сообщить о факте отказа в регистрации побочного действия лекарственного средства.

Шаблон обращения в администрацию поликлиники при наличии побочных действий, нежелательных реакций /при отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта

  • Устное обещание администрации решить проблему когда-нибудь не имеет юридической силы, поэтому если проблема не решена сразу, то нужно регистрировать письменное обращение.
  • Письменное обращение нужно приносить в двух экземплярах – если придется его регистрировать, то один экземпляр останется в администрации поликлиники, а другой – у пациента. На экземпляре пациента в администрации поликлиники должны сделать отметку о том, когда зарегистрировано обращение. Более подробно об обращениях граждан и сроках ответа на обращения см. в Справочнике пациента.

Если обращение в администрацию поликлиники было нерезультативным, то пациенту необходимо направить обращение в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения с изложением ситуации и просьбой содействовать в оформлении извещения. Навигатор рекомендует направить обращение по почте заказным письмом.

Шаблон обращения в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения при наличии побочных действий, нежелательных реакций /при отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта

Контакты территориальных органов по надзору в сфере здравоохранения можно найти на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Если у вас остались вопросы, звоните на горячую линию по защите прав пациентов в будние дни с 13:00 до 17:00 по московскому времени.