Врач на приеме отказывается дать пациенту бесплатное направление на УЗИ / маммографию / рентген / МРТ / КТ / ангиографию / лабораторные анализы и т.д. в рамках системы ОМС. Он подтверждает, что исследование пациенту показано, но ссылается на то, что у него закончились направления / квоты на них. Поэтому он предлагает пройти исследование платно и прийти к нему с результатом.
Лечащий врач, определяя методы диагностики и лечения, руководствуется принятыми документами – порядками и с стандартами оказания медицинской помощи.
Эти документы регламентируют, на каком этапе лечения и при каком состоянии пациента применяются те или иные методы диагностики и лечения.
Пациент должен получить необходимую медицинскую помощь в сроки, установленные территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Если то или иное исследование невозможно провести в конкретной поликлинике, врач должен выдать направление на исследование в другую медицинскую организацию.
ОТКАЗ ВРАЧА ВЫДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ НА ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ (ЛАБОРАТОРНОЕ) ИССЛЕДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ПАЦИЕНТУ В РАМКАХ СТАНДАРТОВ ЛЕЧЕНИЯ ЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ / НАЛИЧИЯ КВОТ, ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ПРАВ ПАЦИЕНТА.
Навигатор рекомендует позвонить в свою страховую компанию прямо из кабинета врача и узнать, правильно ли вас посылают на платное исследование. Возможно, проблема будет сразу решена.
Если нет возможности сразу позвонить в свою страховую компанию, Навигатор рекомендует обратиться в администрацию поликлиники устно, но иметь с собой 2 экземпляра готового письменного обращения с жалобой на действия врача. Представителю администрации нужно сообщить следующее:
- заболевание пациента, рекомендацию на исследование согласно стандарту лечения,
- то, что врач отказывается дать направление на показанное пациенту исследование, ссылаясь на то, что нет квот на эти исследования,
- что у пациента с собой письменное обращение, где это все изложено, и что он планирует его зарегистрировать, если в направлении будет отказано.
Шаблон обращения в администрацию поликлиники
Если жалобу пациента представитель администрации не удовлетворил, нужно зарегистрировать обращение в канцелярии. После этого нужно обратиться в свою медицинскую страховую компанию по телефону, указанному в полисе, и изложить там ситуацию с невыдачей вам направления на бесплатное исследование согласно стандарту лечения.
Устное обещание администрации решить проблему когда-нибудь не имеет юридической силы, поэтому если направление не выдано сразу, то нужно регистрировать письменное обращение.
Письменное обращение нужно приносить в двух экземплярах – если придется его регистрировать, то один экземпляр останется в администрации поликлиники, а другой – у пациента. На экземпляре пациента в администрации поликлиники должны сделать отметку о том, когда зарегистрировано обращение. Более подробно об обращениях граждан и сроках ответа на обращения см. в Справочнике пациента.
Если после письменного обращения в администрацию поликлиники пациент так и не получил необходимого ему в рамках стандарта лечения направления на диагностическое исследование, можно обратиться письменно в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения за экспертизой качества медицинской помощи, или в страховую медицинскую компанию, в которой застрахован пациент, или в территориальный ФОМС.
Шаблон обращения в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения
Контакты территориальных органов по надзору в сфере здравоохранения, своей медицинской страховой компании и ТФОМС можно найти на их официальных сайтах.
Если у вас остались вопросы, звоните на горячую линию по защите прав пациентов в будние дни с 13:00 до 17:00 по московскому времени.