Минфин предлагает вернуть единое расчетное поле в медицине
Цены на услуги в частных и госклиниках хотят уравнять
Минфин предложил уравнять стоимость платных услуг в государственных и негосударственных учреждениях, радея за конкуренцию. Из слов чиновников участники рынка делают вывод, что инициатива приведет к общему повышению стоимости платной медицины. Некоторые эксперты считают, что речь идет о более жестком регулировании тарифов у частников, где сейчас трудно отделить стоимость именно медицинской услуги от сервисного антуража. Приведение стоимости медпроцедур к единым тарифам позволит частным клиникам активнее участвовать в работе в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).
Стоимость платных услуг в государственных и негосударственных учреждениях должна быть уравнена, заявил замминистра финансов Алексей Лавров. «Мы предложили в законе, который сейчас реализуем, что оплата услуг должна быть одинаковая для государственного и негосударственного сектора, иначе не будет никакой конкуренции, иначе использование бюджетных средств на услуги будет разделено на два сектора: одни будут поддерживать негосударственный сектор, другие – государственный, и всегда будет спор, кому дать больше, кому меньше», – сообщил Лавров.
По его словам, ведомство стремится внедрить в различных сферах принцип «деньги следуют за потребителем». «Выбирать, где получать услугу, должен сам потребитель, а не кто-то за него. Сам потребитель – лучший контролер качества услуг. Этот принцип нам кажется единственно возможным для эффективного развития социальной сферы, он внедряется так, что не вызывает никаких коллизий», – добавил замминистра.
Лавров таким образом отреагировал на сообщения СМИ об идее Минздрава «погрузить часть дохода от тарифа клиник на платные медуслуги в тарифы ОМС». Замминистра называет вопрос, поставленный медицинским ведомством, «резонным». Минздрав, в частности, предлагал разрешить клиникам дофинансировать тарифы ОМС доходами от платных услуг, сообщал «Медвестник». Для этого в стоимость конкретной платной медуслуги должны быть включены, помимо прочего, затраты учреждений на оказание аналогичных услуг по полисам обязательного медицинского страхования. Инициатива касается государственных, а также частных клиник, которые работают в системе ОМС.
Такое включение может привести к удорожанию платных услуг, цены для конечного потребителя могут увеличиться до 20%, предупреждали эксперты. Включение затрат по ОМС в стоимость платных услуг может привести к их удорожанию как минимум в пределах инфляции, на 7–8%, сказала СМИ гендиректор Eqiva Дарья Шубина. А генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк не исключил, что подорожание может составить 15–20%.
С одной стороны, платные медицинские услуги в государственных больницах, как правило, стоят дешевле, чем в частных клиниках, ведь для первых речь только о «приработке», а основное финансирование идет со стороны государства по линии ОМС. Повышение цен на платные услуги в госклиниках может привести к потере клиентов, ведь они смогут обратиться в частные медорганизации за те же деньги, говорят противники данной меры. Инициатива Минздрава, вероятно, связана с тем, что госклиники используют средства ОМС для покрытия расходов на платные услуги, занижая их стоимость, пишет сайт zdrav.ru.
«Речь скорее всего идет о том, что необходимо унифицировать систему формирования тарифов на медицинскую составляющую услуг частного сектора и отделить этот вопрос от стоимости не имеющих клинической значимости сервисных условий, в которых эти услуги оказываются, – сказала «НГ» директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – По сути, речь о наведении порядка в сегменте платной медицинской помощи. Было бы правильно, если бы наконец были введены повсеместные референтные цены за медицинские услуги, которые при этом соответствовали бы себестоимости конкретной терапевтической составляющей в стандартных условиях предоставления этой помощи. Тогда можно было бы рассчитывать, что пациент сможет обратиться по ОМС в любую медицинскую организацию, независимо от формы ее собственности, и получить соответствующее стандартам лечение в базовых условиях бесплатно или доплатить за улучшенный сервис. Но качество помощи и алгоритм лечения при этом оставались бы неизменными».
Медуслуга в зависимости от диагноза оказывается по одним алгоритмам, по одним клиническим рекомендациям и стандартам лечения как в государственных, так и в частных клиниках, и часто одними и теми же специалистами, поясняет Попович. Но чеки сейчас могут отличаться в разы. «Если включать частные клиники к исполнению госзаказа в систему ОМС, то их услуги должны тарифицироваться по себестоимости именно медицинской составляющей с возможностью добровольного платежа пациента за условия оказания услуги. Но стандартная помощь должна оказываться частными клиниками на стандартных условиях. То есть условия и критерии качества должны быть едиными для государственных и негосударственных организаций, участвующих в выполнении госзадания. Следовательно, и тарифы тоже», – говорит эксперт.
«Это существенно упростило бы ситуацию, и наша медицина перешла бы к более интересной модели, – считает Попович. – На практике это означало бы, что человек получал бы одну и ту же медицинскую услугу по ОМС одной и той же стоимости в любой больнице, независимо от формы собственности. Все бы знали, что, условно, размещение в стандартной больничной палате терапевтического отделения любой клиники предусматривает размещение там 3–4 человек, это везде стоит определенную сумму за день пребывания, в зависимости от диагноза и сложности схемы лечения, причем все медицинские услуги оплачиваются государством. Но если вы хотите одноместное размещение или размещение с родственником и дополнительный комфорт при пребывании, то вам нужно будет доплатить по дополнительному тарифу. И уже эти цены могут быть разными, в зависимости от ваших потребностей и их объема».
Эта система значительно расширила бы возможности охвата населения за счет более активного вовлечения частных клиник, считает Попович. При этом деятельность последних стала бы более прозрачной, так как сейчас стоимость платных услуг в госучреждениях устанавливается исходя строго из их себестоимости, а в частных организациях в систему тарификации может закладываться необоснованно большая норма прибыли. Но ведь медицинская помощь мало эластична по цене – мы готовы заплатить любые деньги при проблемах со здоровьем. А значит, государству необходимо регулировать эту социально значимую сферу и не допускать возможности отдельным недобросовестным дельцам от медицины наживаться на боли и страданиях людей.
«В государственных и частных клиниках медицинская помощь оказывается по одним и тем же стандартам, что касается клинических рекомендаций, и оплачиваться она должна одинаково, – сказал «НГ» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. – С точки зрения именно медпомощи разницы быть не может, ведь применяется одинаковый набор медицинских практик. Стоимость услуг в частных клиниках может быть выше только за счет сервисов, удобства логистики, времени ожидания приема, чай-кофе и т.п. На стоимость может влиять и выбор специалистов с точки зрения их статусности».
Но если у частников развязаны руки по направлениям расходования выручки, они могут оперативно решать вопросы, например, закупки оборудования, то в госучреждениях бухгалтерия весьма запутанная, считает Власов. «Зарплата врачей идет за счет ОМС, но, чтобы выполнять указы президента о поддержании ее на уровне не ниже 200% от средней по региону, а также чтобы конкурировать за кадры с теми же частными клиниками, государственные медучреждения прибегают к допдоходам от платных услуг. Больницам сейчас выгодно, чтобы пациент платил деньги, даже если он обслуживается за счет ОМС. На наш взгляд, нарушается сам принцип государственной медицины: если частнику по определению выгодно, чтобы пациент болел побольше и приходил к нему почаще, то государство должно быть заинтересовано в том, чтобы человек был здоровее и обращался за помощью реже».
Решить проблему, по словам Власова, можно, полностью запретив платную медицинскую помощь в госучреждениях. «Необходимо установить тариф на оплату врачей не 19, а 60-70 тыс., тогда не будет их «перекачивания» в частные клиники. Уравнять условия можно и разрешив госклиникам самим закупать необходимое оборудование, тогда как сейчас затраты из доходов по ОМС на это запрещены, поставки идут по линии региональных минздравов», - отмечает эксперт.
«Замминистра финансов говорил о реализации закона о социальном заказе, который создает правовое поле, регулирующее организацию оказания бесплатных для граждан услуг, и обеспечивает равный доступ для государственных и негосударственных организаций к их оказанию, - сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина. - Сейчас закон реализуется в 38 пилотных регионах по 9 направлениям, в том числе в сфере здравоохранения, спорта, туризма и социального обслуживания. Получателями услуг в рамках соцзаказа в текущем году стало 5 млн человек. Соцзаказ в дополнение к госзаданию позволяет отобрать исполнителя двумя новыми способами: через конкурс, который проводится уполномоченным органом между госучреждениями и негосударственными организациями и через социальный сертификат, позволяющий гражданину самостоятельно выбрать понравившегося исполнителя услуг из сформированного реестра».
Закон о социальном заказе, принятый в 2020 году, ввел равные подходы к расчету объема финансового обеспечения оказания бюджетных услуг и для учреждений, и для негосударственных исполнителей, исходя из значений нормативных затрат, пояснили в Минфине. «Это позволяет негосударственным организациям получить долгосрочное финансирование из бюджета на тех же условиях, что и госисполнители, что способствует их устойчивости и создает возможности для масштабирования деятельности. Теперь за счет бюджетных средств можно осуществлять текущее финансирование деятельности, а не искать ликвидность на рынке или отказываться от собственных программ развития», - заявили в ведомстве.
«При равном доступе к финансированию из бюджета и обеспечению реализации «свободного выбора исполнителя человеком», прогнозируется снижение тарифов для населения. Например, в Красноярском крае, в дополнение к гарантированному объему помощи социального работника негосударственные поставщики предлагают дополнительные социальные услуги. И если до введения в Красноярске соцзаказа такие услуги были платными, то сейчас их представляют бесплатно», - сообщили в Минфине.
Источник: Независимая газета